Лечение СДВГ у детей: основные симптомы и методы терапии

СВДГ у детей
По статистике, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в той или иной степени страдают от 10 до 28 % детей. В разных источниках эти цифры варьируются, одно лишь остаётся неизменным: синдром встречается преимущественно у мальчиков (около 80 % от общего числа пациентов). В этой статье мы подробно рассмотрим клинические признаки и лечение СДВГ у детей.

Что такое СДВГ


Синдром дефицита внимания и гиперактивности — длительное поведенческое расстройство, для которого характерны невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Поведенческие симптомы СДВГ у детей

В раннем детском возрасте родители, как правило, игнорируют проявления синдрома, списывая всё на особенности темперамента ребёнка. Когда же совершается переход от игр и развлечений к более сложной деятельности, требующей навыков самоконтроля и концентрации, отклонения становятся очевидными. Как правило, это происходит при подготовке к школе или в младших классах. Именно в 5–8 лет на первый план выходит специфическая триада признаков СДВГ.

1. Нарушение внимания

  • Трудности с концентрацией. Ребёнку сложно сосредоточиться на выполнении учебных заданий, он то и дело отвлекается, переключается с одного вопроса на другой, пропускает слова при чтении и/или письме, упускает важные детали и т. п.
  • Избегание монотонной работы. При выполнении рутинных действий, таких как помощь по хозяйству, изготовление поделок, уроки, рисование, чтение, ребёнок испытывает затруднения. Если обычный ученик младших классов может заниматься одним и тем же минимум полчаса, то дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности редко выдерживают больше 10 минут.
  • Проблемы с самоорганизацией. Ребёнок не может составить распорядок дня, запланировать и последовательно выполнить задачи даже в игровой форме. Он действует хаотично и начинает несколько дел сразу, забывая о том, что наметил ранее.

2. Импульсивность

  • Перепады настроения. Вспышки агрессии, возникающие будто на ровном месте и чередующиеся с периодами апатии и возбуждения, тоже являются симптомами СДВГ у детей. Эмоции при этом заболевании зачастую непоследовательны и скоротечны. Ребёнок легко поддается гневу, из-за чего вступает в конфликты со сверстниками, и быстро «остывает», переключаясь на что-то другое.
  • Игнорирование правил. Обычно это происходит непредумышленно — отчасти из-за невнимательности, отчасти под влиянием эмоциональных импульсов (гнев, любопытство, желание). Ребёнок может громко разговаривать по время урока, бегать по кабинету, выкрикивать ответы с места и покидать класс, не спрашивая разрешения, брать чужие вещи без спроса и нарушать запреты.
  • Нетерпеливость. «Хочу здесь и сейчас!» — типичная позиция детей с СДВГ. Им сложно даются проигрыши и отказы, а объяснения и просьбы не вызывают адекватного отклика. Если желание не выполняется, ребёнок устраивает полноценный бунт — со слезами, криком и истерикой.
  • Пониженное чувство опасности. Страдающим этим синдромом сложно критически оценивать обстановку и прогнозировать последствия своих действий. Такие дети часто выбирают опасные забавы: залезают на неподходящие горки и турникеты, играют с огнём, прыгают с высоты и совершают другие неосторожные действия. В отсутствие лечения этот симптом СДВГ у ребёнка может обернуться для него серьёзными неприятностями.

3. Гиперактивность

  • Двигательное беспокойство. Ребёнок напоминает маленький ураган, который ни на минуту не стихает. Он беспрестанно ёрзает и подпрыгивает, размахивает руками, болтает ногами, крутит головой и оглядывается, готовый в любой момент вскочить и помчаться куда-то, влекомый очередным импульсом. Всё это сопровождается выразительной мимикой.
  • Специфическая речь. Детей с СДВГ отличает громкая речь. Они не произносят, а словно выкрикивают фразы. Говорят торопливо, проглатывают окончания, перебивают собеседника, перескакивают с одной темы на другую, теряют мысль в процессе беседы. На фоне СДВГ часто наблюдается задержка речевого развития.
Синдром может протекать со сдвигом в сторону гиперактивности или нарушения внимания. Встречаются тихие, апатичные, труднообучаемые дети, у которых отсутствуют признаки импульсивности и гиперактивности — такая форма в большей степени свойственна девочкам.

Обращая внимание на поведение ребёнка, следует учитывать, что речь об СДВГ может идти лишь в том случае, если отклонения наблюдаются систематически — на протяжении как минимум полугода, дома и в школе, и смена обстановки в целом не влияет на симптоматику.

Типы и формы СДВГ

В зависимости от того, какие преобладают нарушения, выделяют следующие типы синдрома:
icon - /uploads/s/y/l/p/ylpyuaozwsaa/img/full_EujSTj7J.png
Гиперактивно-импульсивный. Дети более-менее успешно усваивают новый материал, справляются с заданиями, умеют планировать, и все возникающие затруднения обусловлены их импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
icon - /uploads/s/y/l/p/ylpyuaozwsaa/img/full_EujSTj7J.png
Невнимательный. Для детей характерны проблемы с концентрацией внимания в отсутствие гиперактивности. Они скорее рассеянны, чем импульсивны — постоянно витают в облаках, плохо запоминают учебный материал, много фантазируют.
icon - /uploads/s/y/l/p/ylpyuaozwsaa/img/full_EujSTj7J.png
Комбинированный, или смешанный тип, при котором вся триада признаков проявляется в полной мере. Синдром смешанного типа является самым распространённым.
Также выделяют простую и осложнённую формы синдрома. В первом случае у детей наблюдаются лишь симптомы СДВГ; осложнённая форма сопровождается другими нарушениями, которые также требуют лечения: головные боли, вегетативная дистония, энурез, заикание, нервные тики, эпилепсия, расстройства аутистического спектра, тревожные расстройства, депрессия.
Степень выраженности синдрома зависит от тяжести поведенческой симптоматики и варьируется от минимальной и лёгкой до умеренной и выраженной.

Методы исследования

Диагностика СДВГ проводится в несколько этапов. Заметив отклонения в поведении ребёнка, родители обращаются к педиатру или неврологу, и тот после первичного осмотра и сбора анамнеза назначает диагностические исследования.

Этап 1

Опрос с использованием профессиональных оценочных шкал (SNAP-IV, ADHD RS-IV, шкалы Коннерса, Гадов, Спафкин и др.). Это опросники для психологов, разработанные с учётом международных критериев DSM-V. С их помощью можно оценить поведение ребёнка на наличие признаков СДВГ. Также есть отечественные шкалы на основе критериев МКБ-10, предназначенные для родителей и педагогов.

Этап 2

Электроэнцефалография. Симптомы СДВГ у детей сопровождаются специфическими изменениями ЭЭГ, однако они неодинаковы. Чаще всего увеличивается тета-ритм — по индексу и амплитуде, и снижается сенсомоторный ритм. Изменения ЭЭГ, как правило, соответствуют гипоактивации и задержке развития мозговых механизмов, но может наблюдаться и гиперактивация с усилением быстрых бета-ритмов в передних и задних отделах ГМ.

Этап 3

Исследование когнитивных функций, моторики и речи, способностей к обучению, навыков социального взаимодействия и других аспектов нервно-психического развития.
Ознакомившись с результатами исследований, врач устанавливает диагноз и назначает лечение. При этом важно дифференцировать СДВГ от сходных состояний, таких как расстройства аутистического спектра, тревожное расстройство, астенический или церебрастенический синдромы и другие нервно-психические нарушения.

Предпосылки развития СДВГ

Наследственность


Ключевую роль играют генетические предпосылки, формируя наследственную предрасположенность к развитию синдрома. Известно, что дети с СДВГ в несколько раз чаще рождаются у родителей с аналогичным заболеванием в анамнезе. Кроме того, при СДВГ выявляются общие мутации генов рецепторов дофамина, транспортёров серотонина и белка SNAP-25.

Воспитание


Большое значение имеют и социально-психологические факторы: микроклимат в семье, ранние психотравмы, социальная и бытовая среда, особенности воспитания (гипо- или гиперопека, педагогическая запущенность, применение физической силы и т.п.), алкоголизация родителей.

Заболевания


Отправной точкой в развитии синдрома могут стать черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, недоношенность или переношенность, гипоксия плода, побочные эффекты медикаментозного лечения.
Многочисленные исследования показали у детей с СДВГ дефицит омега-3 жирных кислот, железа, магния, фолиевой кислоты. В 2003 году шотландские клиницисты выяснили, что на фоне синдрома омега-3-жирные кислоты распадаются гораздо быстрее, что, по-видимому, объясняет их недостаток. Применение добавок докозагексаеновой и эйкозапентаеновой кислот в сочетании с гамма-линоленовой кислотой при лечении детей с СДВГ значительно улучшает их состояние.
Девочка с СВДГ

Механизм развития синдрома

В настоящее время лидируют две взаимосвязанные концепции, объясняющие механизм формирования СДВГ.

  • Нейробиологическая концепция, согласно которой синдром развивается вследствие нарушения метаболизма дофамина и норадреналина. Эти медиаторы ЦНС регулируют эмоциональное поведение, работу памяти, концентрацию внимания, анализ информации, мотивацию, двигательную активность, которые нарушены при СДВГ.
  • Нейрофизиологическая концепция делает акцент на врождённом недоразвитии мозговых структур, отвечающих за внимание, двигательную активность и саморегуляцию. Формирование нейронных связей в незрелых структурах замедляется — развивается СДВГ. При этом основной причиной задержки процессов созревания мозга учёные всё же считают нарушение дофаминовой регуляции.

Какой прогноз имеет заболевание

При своевременном лечении СДВГ имеет благоприятный прогноз, и большинство подростков и юношей, ранее им страдавших, ничем не отличаются от сверстников. В отсутствие лечения синдром может принимать хроническую форму, накладывая отпечаток на личность и значительно осложняя жизнь уже взрослого пациента.

Взрослым людям с СДВГ трудно выстраивать карьеру и планировать будущее. У них нет долговременных увлечений, они быстро выгорают и часто меняют род деятельности. Они импульсивны, вспыльчивы, непостоянны, что мешает им создавать прочные межличностные связи. Многие страдают патологическими зависимостями: алкогольными, наркотическими, игровыми. У 30–50 % взрослых людей заболевание сочетается с другими психическими расстройствами, которые требуют длительного лечения.
Лечение СВДГ у ребенка

Как лечится СДВГ у взрослых и детей: стандарты отечественной терапии


При СДВГ показано комплексное лечение с использованием методов физиотерапии и психокоррекции, а также с приёмом медикаментов и биологически активных добавок. Оно направлено на нормализацию процессов метаболизма в нервной системе и доразвитие незрелых мозговых структур.

Физиотерапевтическое лечение

icon - /uploads/s/y/l/p/ylpyuaozwsaa/img/full_EujSTj7J.png

Электрофорез


Процедура, при которой пациент получает лекарственные препараты трансдермально (через кожу) под действием постоянного тока. Создаваемое током электрическое поле обеспечивает противовоспалительный, противоотёчный, анальгезирующий эффект, ускоряет местный метаболизм и стимулирует выработку активных веществ. Лекарственный препарат распределяется по тканям, накапливается в них и оттуда медленно высвобождается в кровь. Так достигается пролонгированное действие лекарства.
icon - /uploads/s/y/l/p/ylpyuaozwsaa/img/full_EujSTj7J.png

Фотохромотерапия


Технология, основанная на применении узкополосного оптического излучения. При лечении СДВГ используется зелёный цвет (длина волны 530 нм), рекомендованный для коррекции когнитивных нарушений, реабилитации пациентов с ЭЭГ-нарушениями и поражениями структур ГМ. Он улучшает обмен веществ, усиливает микроциркуляцию, нормализует процессы возбуждения и торможения в нервной системе.
icon - /uploads/s/y/l/p/ylpyuaozwsaa/img/full_EujSTj7J.png

Магнитотерапия


Этот метод лечения представляет собой воздействие на организм постоянным, переменным или бегущим магнитным излучением. Улучшает обменные процессы в тканях головного мозга, обладает сосудорасширяющим, иммуностимулирующим, расслабляющим, общеукрепляющим и противовоспалительным эффектами.
icon - /uploads/s/y/l/p/ylpyuaozwsaa/img/full_EujSTj7J.png

Транскраниальная микрополяризация


Воздействие на головной мозг постоянным током слабой силы — менее 1 мА. Подобно естественным электрическим процессам, транскраниальная микрополяризация изменяет состояние нейронов, улучшает их взаимодействие и способствует функциональному развитию мозговых структур. В результате такого лечения развиваются память, внимание, мышление.
icon - /uploads/s/y/l/p/ylpyuaozwsaa/img/full_EujSTj7J.png

Лечение методом биологической обратной связи


К пациенту подключаются датчики, которые считывают его физиологические показатели: пульс, давление, ритмы ГМ, мышечное напряжение, температура. Отслеживая их изменения на мониторе, ребёнок учится самоконтролю.

Психотерапевтическое лечение

Поскольку весомый вклад в развитие заболевания вносят психосоциальные факторы, работа с психологом является неотъемлемой частью комплексного лечения. Многочисленные отзывы о лечении СДВГ у детей подтверждают эффективность психотерапии. Она позволяет выявить психотравмирующие факторы, которые могли быть неочевидными для родителей (например, недостаток внимания или гиперопека), проанализировать и устранить их. Также психолог составляет коррекционную программу, которая включает сеансы арттерапии, когнитивно-поведенческой терапии и игровой терапии.

Кроме того, пациенты с синдромом дефицита внимания и гиперактивности требуют значительных коррекционно-педагогических усилий со стороны родителей, учителей и воспитателей. Помимо лечения у специалиста, детей нужно обучать навыкам саморегуляции и самодисциплины и развивать у них эмоциональный интеллект, чтобы они могли понимать свои чувства и эмоции и адекватно на них реагировать.

Медикаментозное лечение СДВГ у детей


Лечение умеренной и тяжёлой степени синдрома не обходится без медикаментов. При лёгких формах лекарственная терапия показана лишь тогда, когда физиотерапия и психокоррекция не дали ожидаемого результата. Из числа медикаментов обычно назначают психостимуляторы или симпатомиметики, антидепрессанты и антиконвульсанты, ноотропные средства:
  • Психостимуляторы повышают уровень норадреналина и дофамина, в результате чего улучшается концентрация внимания, память и эмоциональное состояние ребёнка. В ряде стран используют метилфенидаты (например, риталин), но в РФ они запрещены в связи с их наркотическими эффектами.
  • В качестве альтернативы психостимуляторам российские неврологи используют симпатомиметики — в частности, ингибитор обратного захвата норадреналина атомоксетин.
  • Для выравнивания психоэмоционального фона и лечения двигательных симптомов СДВГ у ребёнка врач может рекомендовать антидепрессанты и антиконвульсанты.
  • Ноотропные средства оказывают ненаркотическое стимулирующее действие на ЦНС, улучшая когнитивные функции. При СДВГ могут использоваться нейропептиды (семакс, церебролизин), производные ГАМК (пирацетам, фенибут), пиритинолы (энцефабол), и многокомпонентные нейропрепараты, такие как инстенон и актовегин.

Применение Эфалекса для лечения различных форм СДВГ у детей

БАДы показаны всем пациентам с СДВГ, вне зависимости от типа и степени тяжести расстройства. Доказано, что при этом синдроме наблюдается дефицит жирных кислот, а омега-3, будучи структурным компонентом головного мозга, напрямую влияют на его функциональное состояние. Кроме того, потребление нутриентов идёт на пользу всему организму — от укрепления иммунитета и нормализации обмена веществ до улучшения состояния кожи, волос и ногтей.
Эфалекс — препарат на основе омега-3-жирных кислот — был разработан специально для лечения СДВГ, РАС и других патологических состояний, связанных с задержкой развития мозга и/или нарушениями нейрометаболизма.
Созданию его формулы предшествовали 25 лет исследований в области нейродиетологии и клинического применения незаменимых жирных кислот в лечении детских и взрослых неврологических заболеваний.
Ребенок с СВДГ
Эфалекс содержит сбалансированные дозировки омега-3 и омега-6 в сочетании с витамином Е. Активные компоненты в составе препарата восполняют недостаток незаменимых полиненасыщенных жирных кислот, а витамин E действует как антиоксидант, замедляя окисление ПНЖК. Как показывает практика, курсовой приём Эфалекса способствует нормализации поведения пациентов и улучшению навыков речи, письма, концентрации внимания.
И за рубежом, и в нашей стране этот препарат хорошо известен. За годы применения он заработал отличную репутацию и получил много положительных отзывов по результатам лечения СДВГ у детей и взрослых.
Мы поставляем оригинальный Эфалекс из Германии и гарантируем высокое качество препарата. Вы можете заказать его на нашем сайте и забрать в ближайшей к вам аптеке. Работам по всей России, доставляем в течение 1–3 дней.
В заключение следует подчеркнуть, что от того, как именно лечится СДВГ у детей и насколько грамотно составлена схема терапии, зависит будущее пациента. При комплексном подходе, сочетающем приём БАДов и (при необходимости) лекарственных средств с физиотерапевтическими процедурами и психокоррекцией, состояние ребёнка медленно, но верно приходит в норму. В отсутствие лечения синдром может сохраняться всю жизнь.

Контакты

Режим работы: 9.00-23.00 ежедневно без выходных
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА.
Предложения сайта не являются публичной офертой | Политика конфиденциальности | Пользовательское соглашение
© 2024 Эфалекс Лек