Лечение СДВГ у детей: основные симптомы и методы терапии
По статистике, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в той или иной степени страдают от 10 до 28 % детей. В разных источниках эти цифры варьируются, одно лишь остаётся неизменным: синдром встречается преимущественно у мальчиков (около 80 % от общего числа пациентов). В этой статье мы подробно рассмотрим клинические признаки и лечение СДВГ у детей.
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — длительное поведенческое расстройство, для которого характерны невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Поведенческие симптомы СДВГ у детей
В раннем детском возрасте родители, как правило, игнорируют проявления синдрома, списывая всё на особенности темперамента ребёнка. Когда же совершается переход от игр и развлечений к более сложной деятельности, требующей навыков самоконтроля и концентрации, отклонения становятся очевидными. Как правило, это происходит при подготовке к школе или в младших классах. Именно в 5–8 лет на первый план выходит специфическая триада признаков СДВГ.
1. Нарушение внимания
Трудности с концентрацией. Ребёнку сложно сосредоточиться на выполнении учебных заданий, он то и дело отвлекается, переключается с одного вопроса на другой, пропускает слова при чтении и/или письме, упускает важные детали и т. п.
Избегание монотонной работы. При выполнении рутинных действий, таких как помощь по хозяйству, изготовление поделок, уроки, рисование, чтение, ребёнок испытывает затруднения. Если обычный ученик младших классов может заниматься одним и тем же минимум полчаса, то дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности редко выдерживают больше 10 минут.
Проблемы с самоорганизацией. Ребёнок не может составить распорядок дня, запланировать и последовательно выполнить задачи даже в игровой форме. Он действует хаотично и начинает несколько дел сразу, забывая о том, что наметил ранее.
2. Импульсивность
Перепады настроения. Вспышки агрессии, возникающие будто на ровном месте и чередующиеся с периодами апатии и возбуждения, тоже являются симптомами СДВГ у детей. Эмоции при этом заболевании зачастую непоследовательны и скоротечны. Ребёнок легко поддается гневу, из-за чего вступает в конфликты со сверстниками, и быстро «остывает», переключаясь на что-то другое.
Игнорирование правил. Обычно это происходит непредумышленно — отчасти из-за невнимательности, отчасти под влиянием эмоциональных импульсов (гнев, любопытство, желание). Ребёнок может громко разговаривать по время урока, бегать по кабинету, выкрикивать ответы с места и покидать класс, не спрашивая разрешения, брать чужие вещи без спроса и нарушать запреты.
Нетерпеливость. «Хочу здесь и сейчас!» — типичная позиция детей с СДВГ. Им сложно даются проигрыши и отказы, а объяснения и просьбы не вызывают адекватного отклика. Если желание не выполняется, ребёнок устраивает полноценный бунт — со слезами, криком и истерикой.
Пониженное чувство опасности. Страдающим этим синдромом сложно критически оценивать обстановку и прогнозировать последствия своих действий. Такие дети часто выбирают опасные забавы: залезают на неподходящие горки и турникеты, играют с огнём, прыгают с высоты и совершают другие неосторожные действия. В отсутствие лечения этот симптом СДВГ у ребёнка может обернуться для него серьёзными неприятностями.
3. Гиперактивность
Двигательное беспокойство. Ребёнок напоминает маленький ураган, который ни на минуту не стихает. Он беспрестанно ёрзает и подпрыгивает, размахивает руками, болтает ногами, крутит головой и оглядывается, готовый в любой момент вскочить и помчаться куда-то, влекомый очередным импульсом. Всё это сопровождается выразительной мимикой.
Специфическая речь. Детей с СДВГ отличает громкая речь. Они не произносят, а словно выкрикивают фразы. Говорят торопливо, проглатывают окончания, перебивают собеседника, перескакивают с одной темы на другую, теряют мысль в процессе беседы. На фоне СДВГ часто наблюдается задержка речевого развития.
Синдром может протекать со сдвигом в сторону гиперактивности или нарушения внимания. Встречаются тихие, апатичные, труднообучаемые дети, у которых отсутствуют признаки импульсивности и гиперактивности — такая форма в большей степени свойственна девочкам.
Обращая внимание на поведение ребёнка, следует учитывать, что речь об СДВГ может идти лишь в том случае, если отклонения наблюдаются систематически — на протяжении как минимум полугода, дома и в школе, и смена обстановки в целом не влияет на симптоматику.
Типы и формы СДВГ
В зависимости от того, какие преобладают нарушения, выделяют следующие типы синдрома:
Гиперактивно-импульсивный. Дети более-менее успешно усваивают новый материал, справляются с заданиями, умеют планировать, и все возникающие затруднения обусловлены их импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
Невнимательный. Для детей характерны проблемы с концентрацией внимания в отсутствие гиперактивности. Они скорее рассеянны, чем импульсивны — постоянно витают в облаках, плохо запоминают учебный материал, много фантазируют.
Комбинированный, или смешанный тип, при котором вся триада признаков проявляется в полной мере. Синдром смешанного типа является самым распространённым.
Также выделяют простую и осложнённую формы синдрома. В первом случае у детей наблюдаются лишь симптомы СДВГ; осложнённая форма сопровождается другими нарушениями, которые также требуют лечения: головные боли, вегетативная дистония, энурез, заикание, нервные тики, эпилепсия, расстройства аутистического спектра, тревожные расстройства, депрессия.
Степень выраженности синдрома зависит от тяжести поведенческой симптоматики и варьируется от минимальной и лёгкой до умеренной и выраженной.
Методы исследования
Диагностика СДВГ проводится в несколько этапов. Заметив отклонения в поведении ребёнка, родители обращаются к педиатру или неврологу, и тот после первичного осмотра и сбора анамнеза назначает диагностические исследования.
Этап 1
Опрос с использованием профессиональных оценочных шкал (SNAP-IV, ADHD RS-IV, шкалы Коннерса, Гадов, Спафкин и др.). Это опросники для психологов, разработанные с учётом международных критериев DSM-V. С их помощью можно оценить поведение ребёнка на наличие признаков СДВГ. Также есть отечественные шкалы на основе критериев МКБ-10, предназначенные для родителей и педагогов.
Этап 2
Электроэнцефалография. Симптомы СДВГ у детей сопровождаются специфическими изменениями ЭЭГ, однако они неодинаковы. Чаще всего увеличивается тета-ритм — по индексу и амплитуде, и снижается сенсомоторный ритм. Изменения ЭЭГ, как правило, соответствуют гипоактивации и задержке развития мозговых механизмов, но может наблюдаться и гиперактивация с усилением быстрых бета-ритмов в передних и задних отделах ГМ.
Этап 3
Исследование когнитивных функций, моторики и речи, способностей к обучению, навыков социального взаимодействия и других аспектов нервно-психического развития.
Ознакомившись с результатами исследований, врач устанавливает диагноз и назначает лечение. При этом важно дифференцировать СДВГ от сходных состояний, таких как расстройства аутистического спектра, тревожное расстройство, астенический или церебрастенический синдромы и другие нервно-психические нарушения.
Предпосылки развития СДВГ
Наследственность
Ключевую роль играют генетические предпосылки, формируя наследственную предрасположенность к развитию синдрома. Известно, что дети с СДВГ в несколько раз чаще рождаются у родителей с аналогичным заболеванием в анамнезе. Кроме того, при СДВГ выявляются общие мутации генов рецепторов дофамина, транспортёров серотонина и белка SNAP-25.
Воспитание
Большое значение имеют и социально-психологические факторы: микроклимат в семье, ранние психотравмы, социальная и бытовая среда, особенности воспитания (гипо- или гиперопека, педагогическая запущенность, применение физической силы и т.п.), алкоголизация родителей.
Заболевания
Отправной точкой в развитии синдрома могут стать черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, недоношенность или переношенность, гипоксия плода, побочные эффекты медикаментозного лечения.
Многочисленные исследования показали у детей с СДВГ дефицит омега-3 жирных кислот, железа, магния, фолиевой кислоты. В 2003 году шотландские клиницисты выяснили, что на фоне синдрома омега-3-жирные кислоты распадаются гораздо быстрее, что, по-видимому, объясняет их недостаток. Применение добавок докозагексаеновой и эйкозапентаеновой кислот в сочетании с гамма-линоленовой кислотой при лечении детей с СДВГ значительно улучшает их состояние.
Механизм развития синдрома
В настоящее время лидируют две взаимосвязанные концепции, объясняющие механизм формирования СДВГ.
Нейробиологическая концепция, согласно которой синдром развивается вследствие нарушения метаболизма дофамина и норадреналина. Эти медиаторы ЦНС регулируют эмоциональное поведение, работу памяти, концентрацию внимания, анализ информации, мотивацию, двигательную активность, которые нарушены при СДВГ.
Нейрофизиологическая концепция делает акцент на врождённом недоразвитии мозговых структур, отвечающих за внимание, двигательную активность и саморегуляцию. Формирование нейронных связей в незрелых структурах замедляется — развивается СДВГ. При этом основной причиной задержки процессов созревания мозга учёные всё же считают нарушение дофаминовой регуляции.
Какой прогноз имеет заболевание
При своевременном лечении СДВГ имеет благоприятный прогноз, и большинство подростков и юношей, ранее им страдавших, ничем не отличаются от сверстников. В отсутствие лечения синдром может принимать хроническую форму, накладывая отпечаток на личность и значительно осложняя жизнь уже взрослого пациента.
Взрослым людям с СДВГ трудно выстраивать карьеру и планировать будущее. У них нет долговременных увлечений, они быстро выгорают и часто меняют род деятельности. Они импульсивны, вспыльчивы, непостоянны, что мешает им создавать прочные межличностные связи. Многие страдают патологическими зависимостями: алкогольными, наркотическими, игровыми. У 30–50 % взрослых людей заболевание сочетается с другими психическими расстройствами, которые требуют длительного лечения.
Как лечится СДВГ у взрослых и детей: стандарты отечественной терапии
При СДВГ показано комплексное лечение с использованием методов физиотерапии и психокоррекции, а также с приёмом медикаментов и биологически активных добавок. Оно направлено на нормализацию процессов метаболизма в нервной системе и доразвитие незрелых мозговых структур.
Физиотерапевтическое лечение
Электрофорез
Процедура, при которой пациент получает лекарственные препараты трансдермально (через кожу) под действием постоянного тока. Создаваемое током электрическое поле обеспечивает противовоспалительный, противоотёчный, анальгезирующий эффект, ускоряет местный метаболизм и стимулирует выработку активных веществ. Лекарственный препарат распределяется по тканям, накапливается в них и оттуда медленно высвобождается в кровь. Так достигается пролонгированное действие лекарства.
Фотохромотерапия
Технология, основанная на применении узкополосного оптического излучения. При лечении СДВГ используется зелёный цвет (длина волны 530 нм), рекомендованный для коррекции когнитивных нарушений, реабилитации пациентов с ЭЭГ-нарушениями и поражениями структур ГМ. Он улучшает обмен веществ, усиливает микроциркуляцию, нормализует процессы возбуждения и торможения в нервной системе.
Магнитотерапия
Этот метод лечения представляет собой воздействие на организм постоянным, переменным или бегущим магнитным излучением. Улучшает обменные процессы в тканях головного мозга, обладает сосудорасширяющим, иммуностимулирующим, расслабляющим, общеукрепляющим и противовоспалительным эффектами.
Транскраниальная микрополяризация
Воздействие на головной мозг постоянным током слабой силы — менее 1 мА. Подобно естественным электрическим процессам, транскраниальная микрополяризация изменяет состояние нейронов, улучшает их взаимодействие и способствует функциональному развитию мозговых структур. В результате такого лечения развиваются память, внимание, мышление.
Лечение методом биологической обратной связи
К пациенту подключаются датчики, которые считывают его физиологические показатели: пульс, давление, ритмы ГМ, мышечное напряжение, температура. Отслеживая их изменения на мониторе, ребёнок учится самоконтролю.
Психотерапевтическое лечение
Поскольку весомый вклад в развитие заболевания вносят психосоциальные факторы, работа с психологом является неотъемлемой частью комплексного лечения. Многочисленные отзывы о лечении СДВГ у детей подтверждают эффективность психотерапии. Она позволяет выявить психотравмирующие факторы, которые могли быть неочевидными для родителей (например, недостаток внимания или гиперопека), проанализировать и устранить их. Также психолог составляет коррекционную программу, которая включает сеансы арттерапии, когнитивно-поведенческой терапии и игровой терапии.
Кроме того, пациенты с синдромом дефицита внимания и гиперактивности требуют значительных коррекционно-педагогических усилий со стороны родителей, учителей и воспитателей. Помимо лечения у специалиста, детей нужно обучать навыкам саморегуляции и самодисциплины и развивать у них эмоциональный интеллект, чтобы они могли понимать свои чувства и эмоции и адекватно на них реагировать.
Медикаментозное лечение СДВГ у детей
Лечение умеренной и тяжёлой степени синдрома не обходится без медикаментов. При лёгких формах лекарственная терапия показана лишь тогда, когда физиотерапия и психокоррекция не дали ожидаемого результата. Из числа медикаментов обычно назначают психостимуляторы или симпатомиметики, антидепрессанты и антиконвульсанты, ноотропные средства:
Психостимуляторы повышают уровень норадреналина и дофамина, в результате чего улучшается концентрация внимания, память и эмоциональное состояние ребёнка. В ряде стран используют метилфенидаты (например, риталин), но в РФ они запрещены в связи с их наркотическими эффектами.
В качестве альтернативы психостимуляторам российские неврологи используют симпатомиметики — в частности, ингибитор обратного захвата норадреналина атомоксетин.
Для выравнивания психоэмоционального фона и лечения двигательных симптомов СДВГ у ребёнка врач может рекомендовать антидепрессанты и антиконвульсанты.
Ноотропные средства оказывают ненаркотическое стимулирующее действие на ЦНС, улучшая когнитивные функции. При СДВГ могут использоваться нейропептиды (семакс, церебролизин), производные ГАМК (пирацетам, фенибут), пиритинолы (энцефабол), и многокомпонентные нейропрепараты, такие как инстенон и актовегин.
Применение Эфалекса для лечения различных форм СДВГ у детей
БАДы показаны всем пациентам с СДВГ, вне зависимости от типа и степени тяжести расстройства. Доказано, что при этом синдроме наблюдается дефицит жирных кислот, а омега-3, будучи структурным компонентом головного мозга, напрямую влияют на его функциональное состояние. Кроме того, потребление нутриентов идёт на пользу всему организму — от укрепления иммунитета и нормализации обмена веществ до улучшения состояния кожи, волос и ногтей.
Эфалекс — препарат на основе омега-3-жирных кислот — был разработан специально для лечения СДВГ, РАС и других патологических состояний, связанных с задержкой развития мозга и/или нарушениями нейрометаболизма.
Созданию его формулы предшествовали 25 лет исследований в области нейродиетологии и клинического применения незаменимых жирных кислот в лечении детских и взрослых неврологических заболеваний.
Эфалекс содержит сбалансированные дозировки омега-3 и омега-6 в сочетании с витамином Е. Активные компоненты в составе препарата восполняют недостаток незаменимых полиненасыщенных жирных кислот, а витамин E действует как антиоксидант, замедляя окисление ПНЖК. Как показывает практика, курсовой приём Эфалекса способствует нормализации поведения пациентов и улучшению навыков речи, письма, концентрации внимания.
И за рубежом, и в нашей стране этот препарат хорошо известен. За годы применения он заработал отличную репутацию и получил много положительных отзывов по результатам лечения СДВГ у детей и взрослых.
Мы поставляем оригинальный Эфалекс из Германии и гарантируем высокое качество препарата. Вы можете заказать его на нашем сайте и забрать в ближайшей к вам аптеке. Работам по всей России, доставляем в течение 1–3 дней.
В заключение следует подчеркнуть, что от того, как именно лечится СДВГ у детей и насколько грамотно составлена схема терапии, зависит будущее пациента. При комплексном подходе, сочетающем приём БАДов и (при необходимости) лекарственных средств с физиотерапевтическими процедурами и психокоррекцией, состояние ребёнка медленно, но верно приходит в норму. В отсутствие лечения синдром может сохраняться всю жизнь.