Задержка речевого развития у детей: признаки, причины и лечение

По данным медицинской статистики, задержка речевого развития у детей (ЗРР) встречается у 5–10% детей в нашей стране. При ЗРР наблюдается недоразвитие речи по сравнению с возрастной нормой. Значительные нарушения, как правило, связаны с патологиями ЦНС, а лёгкие обычно обусловлены индивидуальными особенностями ребёнка.

Признаки ЗРР и норма речевого развития

Чтобы распознать ЗРР, нужно знать, что является нормой. Начиная с младенчества, ребёнок проходит несколько этапов становления и развития речи — от гуления и лепета до формирования таких сложных навыков, как словообразование и словоизменение.
зрр у детей

Доречевой период

  • Гуление (2–6 месяцев). Младенец начинает вербально взаимодействовать с миром — для этого он использует различные гукающие звуки (агу, гы, га, ага, гэ), изменяя интонации голоса. Следует насторожиться, если ребёнок издаёт однообразные и монотонные звуки и не реагирует на эмоциональное обращение.
  • Лепет (5–12 месяцев). Звуки усложняются, превращаясь в слоги (ля, бу, ма), которые соединяются в цепочки (ля-ля, бу-бу-бу) и их вариации (бу-ля, ма-па-ля). Малыш формирует некие подобия слов, представляющие собой комбинации слогов (ма-ма, па-па, ба-ба). Если лепет отсутствует, а гуление постепенно сходит на нет, это указывает на глухоту. Примитивный лепет без вариаций, отсутствие какой-либо реакции на обращение — высокая вероятность задержки развития речи.

Первые слова и фразы

  • Первые осмысленные слова появляются в возрасте от года до 2-х лет — ребёнок обозначает ими свои желания и потребности. Однако младенческий лепет пока сохраняется. Годовалые дети активно используют 10–25 слов, но пассивный лексический запас гораздо больше — ребёнок знает, как называются те или иные предметы и может их показать, в реальности или на картинке. Дети с задержкой речевого развития не реагируют на команды и не показывают названные предметы. Если в речи преобладает лепет и мычание, либо ребёнок говорит на «своём» языке, следует обратиться к специалисту.
  • Начиная с 2-х лет постепенно формируется фразовая речь. Ребёнок подражает взрослым, повторяя за ними неизвестные слова, и учится фразообразованию. Поначалу он использует простейшие словосочетания («дай няку»), со временем развивает их до предложений из 3–4 слов, в которых лепетные слова могут соседствовать с обычными. В 3 года малыш отвечает на простые вопросы, выполняет несложные поручения, общается с другими детьми. Если он лепечет, молча жестикулирует и не способен словами объяснить, что ему нужно — это задержка развития речи.

Лексический взрыв

  • После 3-х лет фразовая речь интенсивно развивается, происходит обогащение словарного запаса. Ребёнок составляет предложения, используя по большей части существительные и глаголы, реже — прилагательные, местоимения, предлоги, наречия. Он способен описать предмет, характеризуя его размеры, вес, цвет, свойства (например, кислый или холодный), качества и форму. Хотя звукопроизношение ещё далеко от идеала, лексический запас в 3 года уже достигает 1000–1200 слов. Это как правило, тот возраст, когда ставят задержку речевого развития у детей, потому что на неё уже невозможно не обратить внимания. 
В дальнейшем она становится ещё более заметной, если ребёнок не может изъясняться развёрнуто, неправильно строит фразы, переставляет местами слоги, не понимает смысл прочитанной сказки или стихотворения и/или не может пересказать содержание своими словами.

Важно понимать, что отклонение от нормы ещё не означает патологию. Все дети развиваются по-разному, в своём ритме и темпе. Кто-то рано переходит от лепета к словам, а кто-то долго накапливает пассивный словарь, чтобы затем обогнать сверстников по навыкам речи, чтения и письма. Так, запаздывание речевого развития на 3 месяца у девочек или на полгода у мальчиков не считается нарушением.

Степени задержки развития речи

  • IV степень. Ребёнок хорошо понимает, что ему говорят, и способен развёрнуто выразить мысль. Однако он путает окончания и порядок слов, искажает либо неправильно использует их, не выговаривает отдельные звуки.
  • III степень. Словарный запас ограничен, однако ребёнок способен изъясняться простыми предложениями. Путает звуки, подменяет слова и слоги, не выговаривает отдельные звуки.
  • II степень. Значительная задержка развития речи: скудный лексический запас, коверканье слов, сложности с построением предложений, присутствие лепетных слов и пр.
  • I степень. Ребёнок лепечет или по большей части молчит, его речь кажется бессвязной. Общаясь с окружающими, он произносит простейшие слова («дай», «там» и т. п.), тогда как его ровесники используют фразовую речь. Возможна эхолалия (автоматическое повторение за собеседником слов и фраз) и речевой негативизм (при обращении к нему ребёнок замыкается, уходит от контакта).

Причины задержки речевого развития

Задержка развития речи формируется под влиянием биологических и/или социальных факторов. Если трудности в развитии речи наблюдаются у ближайших родственников или на протяжении нескольких поколений, можно говорить о наследственной предрасположенности (генетические патологии, особенности строения органов голосо- и речеобразования).

Иногда задержка речи обусловлена ошибками воспитания (гиперопека, педагогическая запущенность, дефицит общения). Также она часто сопутствует неврологическим заболеваниям — на долю речевых нарушений приходится до 40% обращений к детскому неврологу.

причины зрр в детском возрасте
Основные причины ЗРР:
  • кислородное голодание плода;
  • родовые травмы и пороки внутриутробного развития;
  • травмы и инфекции во младенчестве и раннем детстве;
  • неврологические заболевания (ДЦП, эпилепсия и др.);
  • психические расстройства;
  • патологии слухового или речевого аппарата;
  • расстройство аутистического спектра;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • социальная или педагогическая запущенность.

Диагностика задержки речи

Обнаружив у ребёнка признаки задержки речевого развития, родители прежде всего обращаются к педиатру. Тот проводит первичный осмотр и направляет маленького пациента к профильным специалистам — отоларингологу, неврологу, психиатру — для выяснения причин. 
  • Отоларинголог обследует на предмет возможных патологий уха, горла и носа, затрудняющих развитие речи (тугоухость, анатомические особенности, влияющие на образование звуков, например, короткая уздечка языка и т. п.).
  • Невролог назначает ЭЭГ, ЭхоЭГ, УЗИ сосудов головного мозга и другие исследования, чтобы выявить первичные заболевания нервной системы или убедиться в их отсутствии.
  • Осмотр у психиатра позволит исключить (или подтвердить) психические нарушения. Если их нет, пациент направляется к логопеду для коррекционной работы, если есть — к дефектологу.
Логопед (либо дефектолог) исследует речевую функцию, артикуляционный аппарат, моторику, оценивает качество речи и способность ребёнка к коммуникации. Для этого он осматривает пациента, собирает анамнез, применяет тесты и упражнения для выявления признаков задержки речевого развития у детей. По результатам обследования логопед составляет план коррекции задержки речи.

Методы терапии речевых нарушений

Подход к лечению зависит от причин и степени задержки речевого развития. При незначительных отклонениях от нормы главная роль отводится психокоррекционной работе. Логопед учит ребёнка правильной артикуляции, выполняет упражнения на развитие словарного запаса, слуха, грамматических навыков и т. д. 

Речевые навыки нужно тренировать и закреплять постоянно. Существует множество книг с упражнениями и дидактических игр, по которым с детьми можно заниматься дома. Это проверенные методики, разработанные опытными логопедами и дефектологами — выбрать подходящую поможет специалист.

Также большое внимание уделяется причинам задержки речи. Если нарушение вызвано дефицитом общения или гиперопекой, следует пересмотреть свой подход к воспитанию. При наличии первичных заболеваний их нужно лечить — это положительно скажется на общем состоянии, а значит, и на развитии речевой функции.

Наконец, важным элементом в лечении ЗРР является медикаментозная терапия наряду с физиотерапевтическими процедурами. При выраженных речевых нарушениях невролог назначает препараты, улучшающие питание нервных клеток и стимулирующие работу мозга. К ним относят:
  • производные пирролидона (Пирацетам);
  • производные и аналоги ГАМК (Фенибут, Пантогам);
  • нейропептиды и их аналоги (Церебролизин, Актовегин, Кортексин, Семакс);
  • цереброваскулярные средства (Винпоцетин, Циннаризин, Инстенон);
  • витамины группы B и производные пиридоксина (Биотредин);
  • антигипоксанты и антиоксиданты (Мексидол, Цитофлавин, Энцефабол);
  • препараты, восполняющие дефицит незаменимых жирных кислот (Эфалекс).
Эфалекс для

Эфалекс в терапии нарушений речи у детей

Большой интерес в лечении задержки речевого развития у детей представляет Эфалекс — биологически активное средство на основе рыбного жира, масла примулы вечерней и витамина E. Восполняя недостаток омега-3 и омега-6 жирных кислот, препарат повышает мозговую активность и улучшает передачу нервных сигналов в ЦНС.
Эфалекс отлично зарекомендовал себя в коррекции когнитивных и поведенческих нарушений, вдобавок он укрепляет иммунитет, нормализует обмен веществ и улучшает состояние кожи, волос, ногтей. Препарат не вызывает побочных эффектов и совершенно безвреден — это выгодно отличает его от других нейротропных средств, которые из-за возбуждающего действия на ЦНС могут негативно влиять на настроение и поведение малыша.
На нашем сайте можно заказать оригинальный немецкий Эфалекс в капсулах и в форме сиропа. Мы поставляем препарат из Германии и гарантируем его подлинность. Эфалекс всегда в наличии на нашем складе — можем доставить его в любую точку России в течение 2-3 дней.
Формула Эфалекса явилась результатом многолетних исследований, посвящённых роли незаменимых жирных кислот в развитии мозга и высших нервных и психических функций. Препарат содержит сбалансированные, тщательно подобранные дозы активных веществ, обеспечивающие устойчивый терапевтический эффект (при курсовом применении) при задержке речевого развития.

Отзывы о применении Эфалекса при лечении ЗРР

Эффективность Эфалекса подтверждают рекомендации врачей и родителей, которыми пестрят форумы и сообщества в соцсетях. Кроме того, покупатели, ранее заказывавшие у нас препараты, оставляют отзывы на нашем сайте. Некоторые из них, связанные с задержкой речи у ребёнка, мы приводим здесь.
ребенок пьет сироп Эфалекс
"У нас уже был опыт применения Эфалекса. Сын плохо говорил, и я заказывала лекарство из Германии (есть ещё египетский и английский, но я доверяю только немцам). Уже через пару недель у сына появился новый звук в речи! Эфалекс тогда нам сильно помог, поэтому когда у младшей дочки наметились аналогичные трудности, я уже не раздумывала. И снова Эфалекс сделал своё дело, сразу пошли улучшения"
"Спасибо за Эфалекс. Нам его порекомендовал знакомый доктор. Конечно, препарат не копеечный, так как он немецкий, но упаковки хватает на 2 месяца. Не так уж и дорого, если посчитать. И результат есть. Речь потихоньку выправляется. Логопед хвалит, говорит, подвижки прямо существенные."
"Поначалу я скептически отнеслась к Эфалексу, думала, что он переоценён. Ну что там — разные виды омеги? Если покупать по отдельности, выйдет в разы дешевле. Но оказалось, что обычная омега ТАК не помогает. Видно, действительно всё зависит от пропорций и дозировок. В итоге мы теперь заказываем только Эфалекс. За год проблемы с речью практически исчезли"
Литература:
  1. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004 
  2. Е. В. Дашковская. Про речь маленького ребёнка / Издательство «Детство-пресс» - 2021
  3. Е.Ф. Архипова. Если у ребёнка общее недоразвитие речи // Особый ребёнок, 2016
  4. К. В. Ягунова, Д. Д. Гайнетдинова. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2018 
  5. Н. Н. Заваденко, И. О. Щедеркина, А. Н. Заваденко, Е. В. Козлова, К. А. Орлова, Л. А. Давыдова, М. М. Дороничева, А. А. Шадрова. Отставание развития речи в практике педиатра и детского невролога // Вопросы современной педиатрии, 2015
  6. А. П. Скоромец, И. А. Крюкова, И. Л. Семичова, М. В. Шумилина, Т. В. Фомина. Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции (обзор) // Лечащий врач, 2011
  7. И. В. Макаров, Д. А. Емелина. Нарушения речевого развития у детей. // Социальная и клиническая психиатрия, 2017
  8. Ю.А. Покровская. Дефиниция "задержка речевого развития" в современной логопедии //Специальная педагогика и специальная психология, 2013

Контакты

Режим работы: 9.00-23.00 ежедневно без выходных
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА.
Предложения сайта не являются публичной офертой | Политика конфиденциальности | Пользовательское соглашение
© 2024 Эфалекс Лек